(Простые рекомендации для начинающих заниматься)
- Узнать, состоит ли клуб членом какой-нибудь международной федерации. Как эта Федерация может влиять на преподавание в клубе, например, проверять, контролировать качество и т.д. Дело в том, что многие российские Федерации ушу не состоят в Международных структурах или состоят там формально. Это значит, что у них нет общих программ, они не отвечают за контроль качества преподавания у своих клубов, не проводят семинары и т.д.
- Из первого пункта вытекает второй. Если Вы по каким-то причинам уедете из города, где начали заниматься, в другой город ил страну, сможете ли Вы продолжать обучение по той же программе? Например, в рамках Международной Федерации традиционного ушу Цзинъу или Международной Федерации Шаолиньского кунфу в любом городе России или любой стране мира преподается приблизительно одна и та же программа. То есть Вы всегда сможете продолжить обучение. К сожалению, у нас в стране нередки клубы, где преподается какое-то "собственное" ушу, не связанное с традиционными стилями. А поэтому Вы не сможете продолжить обучение по той же программе.
- Где обучался сам наставник? Обычно не принято скрывать имя своего учителя, если же наставник говорит, что это "секрет" - скорее всего, в реальности он не обучался полноценно ни у кого. Учился ли наставник в Китае? Как долго? Дело в том, что пребывание в Китае 10-15 дней не может принести больших знаний, а, как мы знаем, все ушу/кунфу пока что живет лишь в Китае. Так что без регулярного посещения Китая и хотя бы поверхностного знания китайского языка сложно понять настоящее ушу. Следует остерегаться людей, которые показывают много дипломов, говорят о разных "подвигах", многочисленных победах на соревнованиях и т.д. В принципе, в хорошем клубе должен быть диплом или сертификат от Федерации и подтверждение квалификации самого наставника . Может быть также лицензия от Спорткомитета, но она представляет собой чисто формальную бумагу, не свидетельствующую об уровне мастерства.
- Должна существовать также программа по месяцам или годам обучения. Конечно, ушу следует обучаться всю жизнь. Однако не будет зазорным спросить, чему можно научиться в первый год или за ближайшие три года.
- О чем рассказывает наставник на тренировках? Если говорит о том, что "мы самые лучшие", "единственные" и "самые правильные" - это очень опасный показатель, нередко свидетельствующий даже о психических отклонениях. В принципе, все занимающиеся ушу - члены одного "организма", одного "тела ушу", которые стремятся вместе к одной цели. Это не зависит от стиля или школы. Вражда с другими школами ушу или заносчивость - плохой показатель. Обычно настоящие мастера не обсуждают другие школы по принципу "плохая" или "хорошая". Ведь для последователей ушу самое важное - не кто "плохой", а кто "хороший", а прежде всего собственное развитие, очищение собственного сознания от злобы, агрессивности. Рассказывает ли наставник о философии ушу? Правильном питании, правильном образе жизни? О жизни других великих мастеров школы?
- Можно ли поехать в Китай на стажировку? Проводятся ли совместные семинары с другими школами, где можно пообщаться и обменяться информацией? Закрытость школы, ее "секретность" - плохой показатель. Безусловно, в ушу есть много секретов, но сама школа "секретной" быть не может.
- Спросите, какие книги стоит почитать. Правильная рекомендация: труды известных китайских философов, книги об истории Китая, истории ушу, об истории вообще мировой культуры. Плохо, когда не рекомендуется читать ничего, кроме "слов" самого мастера.
- Цена за занятия не может считаться показателем. Известны блестящие школы, где преподавание вообще бесплатно (Федерация берет на себя расходы), и есть супердорогие, которые занимаются откровенной чепухой. Узнайте, надо ли кроме оплаты за занятия вносить еще какие-нибудь деньги. Например, в обязательном порядке покупать форму, экипировку?
- Обязательно надо поговорить с учениками, посмотреть на их психологический настрой. Они и есть отражение внутреннего климата школы. Агрессивны ли они? Что в основном обсуждают? Если разговоры ведутся вокруг того, кто лучше или кто хуже, кто из мастеров "настоящий", а кто нет, то скорее всего люди склонны думать лишь о внешних факторах, не уделяют внимания своему внутреннему развитию, интересуются лишь слухами.
- Для родителей, отдающих своих детей в группы ушу. Поговорите с другими родителями, расспросите, участвуют ли дети в каких-нибудь общих мероприятиях, соревнованиях, открытых коврах. Есть ли медицинский контроль? Умеет ли наставник работать именно с детьми, учитывая их возраст, особенности психики. Чему вообще учит? Как объясняет цели ушу?
- Известно, что существует ушу современное (иногда его называют спортивным, хотя оно не всегда нацелено только на спорт) и традиционное. В последнем случае больше внимание уделяется комплексному воспитанию, изучается не только техника ушу, но его философия, медицина, нравственные и моральные факторы. Современное ушу в основном несет гимнастические элементы и нередко действительно нацелено на соревнования. Надо заранее узнать, какое направление ушу преподается. Нередко сегодня под видом традиционного ушу (например, шаолиньского) преподается современное. Важно понять, что они различаются не комплексами, а самой методикой воспитания и преподавания.